Дарт Вейдер, коммунизм и птерозавры в проекте Украинская готика Bondero
С 28 февраля по 13 марта в арт-пространстве “Золотое сечение” состоялась выставка работ современного украинского художника Bondero “Украинская готика”.
Вадим “Bondero” Бондаренко родился 28 июля 1967 года. Профессиональное образование получил в 1986 году в Бакинском художественном училище (специальность “Живопись”). Окончил Художественную академию им. Строганова в Москве по направлению “Индустриальный дизайн”.
Участвует в групповых арт-проектах и выставках в Украине и за ее пределами. Живет и работает в Одессе и Амстердаме. В числе тематических серий, кроме “Украинской готики”, можно назвать следующие: “Абстрактный сюрреализм”, “Хроники будущих рас” (вместе с Ириной Бережко), “Электронная анархия”, “Технодекаданс”.
В. Бондаренко “Puzzle of dreams”
"Украинская готика" уникальна как стилистически, так и жанрово. В картинах сочетается эстетика классического искусства и современной культуры. Художник синтезирует различные культурно-эмоциональные пласты, смешивает стили, перекодирует смыслы популярных картин из истории искусства, вызывает такой эклектичностью сюжетов удивление, заставляет задуматься. Композиции можно разбирать на детали, разгадывать загадки, находить временно-пространственные границы, которые образуют единый монолит: здесь и мезозойские птерозавры, и работы из "Звездных войн", "приветы" из Средневековья и коммунистического прошлого.
В. Бондаренко “Хроники дополненной реальности. Контраверсия”
Месседж автора - осуществить "правильную контраверсию из настоящего в будущее". В современном мире реальность становится непредсказуемой и неустойчивой. Технологическая реальность изо дня в день предлагает новые матрицы действительности, которые вступают в конфронтацию с устоявшимся сознанием человека. Сегодня мы ловим покемонов, доверяем контроль за определенными сферами жизни мобильным устройствам, а завтра технологии удивят нас еще каким-то кибер-гаджетом. Все это создает условия для осмысления философии дополненной реальности.
"В случае если человечество оторвется от своего прошлого, наплевав на него и с головой окунется в неизвестную реальность, то его ждет шизофрения и хаос. В случае же последовательного и постепенного внедрения новых технологий, но с использованием эстетического опыта прошлых поколений, произойдет плавный переход "
По словам Вадима Бондаренко, такое сочетание классического искусства и технологий будущего - это "попытка стабилизировать мышление человека, и создать временную нехаотичную последовательность эстетического и визуального погружения в реальность без утраты самоконтроля".
Взяв за основу известные произведения, художник создает сюрреалистичные аллюзии на картины Магритта, Кинкейда, Вуда. В канву сюжетов он вплетает элементы современных реалий, сближает высокое искусство и массовую культуру. В сложноструктурированных и замысловатых головоломках автор презентует визуально-эстетический, смысловой и культурологический посыл обществу. Всю серию работ объединяет желание акцентировать внимание на хаотичной и шизофренической природе современного мира.
"В целом стоит отметить, что проект “Украинская Готика” - это не отдельно классический сюрреализм, и не отдельно визуализация стереотипов массовой культуры, а иное видение конвергенции между разными направлениями в искусстве, которое зрителю предстоит разгадать"
Ирина Бережко, магистр Kunst Academie Willem de Kooning, Роттердам
Зимний вечер в Париже, 2016 год
За основу взято работу Томаса Кинкейда "Зимние сумерки". Правда, на полотне стоит подпись Роберт Жирар. Согласно той скудной информации, найденной в интернете, Роберт Жирар - псевдоним Томаса Кинкейда, а на картине изображен вымышленный городок.
Роберт Жирар “Зимние сумерки”
По фантастической версии Bondero действие происходит в Париже. В небе самой романтической столицы мира зависли инопланетные летательные аппараты, вместо лошади в карету запряжен паукообразный робот. Силуэты на переднем плане очень напоминают подполковника Невилла с овчаркой Сэм из постапокалиптичного фильма "Я - легенда".
В. Бондаренко “Зимний вечер в Париже”
Человек с зеленым яблоком, 2016 год
Трансформирован и один из самых известных образов Рене Магритта - "Сын Человеческий", 1964 года.
Р. Магритт “Сын Человеческий”
Bondero “переодел” героя картины: вместо фрака и шляпы-котелка появился костюм Бэтмена. Яблоко же, которое по Магритту является символом соблазна, осталось без изменений.
В. Бондаренко “Человек с зеленым яблоком”
Стоит отметить, что в свое время и сам Рене Магритт, который очень любил загадки и "обманки" создал несколько вариаций-пародий на произведения своих предшественников.
Жак-Луи Давид "Портрет мадам Рекамье"
Рене Магритт "Перспектива мадам Рекамье"
Эдуар Мане "Балкон"
Рене Магритт "Перспектива ІІ: Балкон Мане"
Приключение в Карпатах, 2016 год
Картина на тему жизни крестьян, написанная французским реалистом Жюльеном Дюпре, превращается в сцену фантастической реальности: в небе на заднем плане изображен космический корабль, а крестьянка отдыхает рядом с дроидом R2-D2.
Ж. Дюпре “Отдых”
В. Бондаренко “Приключение в Карпатах”
Вторжение в Тихой бухте, 2016 год
Фоном для этой композиции выступил живописный пейзаж норвежского фьорда. Вадим Бондаренко предлагает свою версию: он переносит действие ближе - в Тихую бухту, где на фоне идиллического пейзажа разворачивается драма. Дроны и Робоцып AT-ST захватывают приморский поселок, нарушают вековечную тишину
А. Аскевольд “Норвежский фьорд”
В. Бондаренко “Вторжение в Тихой бухте”
Украинская готика, 2016 год
Пародия, которая дала название всей серии картин, - это не что иное как римейк одного из самых известных образов американского искусства ХХ века. "Американская готика" Гранта Вуда, 1930 года, осталась все с тем же готическим окном, но теперь над домом парит НЛО, а место фермера занял инопланетянин в вышиванке.
Г. Вуд “Американская готика”
В. Бондаренко “Украинская готика”
Декоммунизация по-BONDEROвски
Художник не обошел вниманием и прошлое пролетариата: сквозь призму авторского мировосприятия представлены и произведения соцреализма. В этих сюжетах каждый сможет найти что-то знакомое - любимых киношных героев, детские воспоминания.
Н. Баскаков “В школьном саду”
В. Бондаренко “Три поколения”
Художник превращает "В школьном саду" Николая Баскакова в концепцию "Три поколения", вплетая в канву композиции Фантомаса, Супермена и джедайский меч. В других сюжетах варианты "правильной контраверсии" из прошлого в будущее представлены через мир, в котором Дарт Вейдер выступает в роли строителя, слоны-роботы прогуливаются зимним парком, а динозавры и птеродактили бороздят просторы Страны Советов вместе с дроидами, роботами и штурмовиками из фантастических киноэпопей.
А. и С. Ткачевы “Прачки”
В. Бондаренко “Гнездо птеродактиля”
М. Касаткин “Сбор угля бедными на выработанной шахте”
В. Бондаренко “Добыча урана в окрестностях Арля”
И. Лысенко-Ткачук “Зима. Воскресный день”
В. Бондаренко “Появление механических слонов”
А. Дейнека “Открытие колхозной электростанции”
В. Бондаренко “Праздник урожая”
А. Дейнека “На просторах подмосковных строек”
В. Бондаренко “О дивный новый мир”